Отчет психолога о проделанной работе
Работа психолога велась в соответствии с Законом об образовании и методическими рекомендациями профессиональной деятельности педагогов-психологов.
Цель работы: профилактика и устранение школьной дезадаптации, создание оптимальных условий для всех составляющих образовательного пространства, формирование личности и индивидуальности каждого учащегося.
Исходя из этой цели, были определены следующие задачи:
- определение уровня адаптации учащихся 1-го класса к школьному обучению во второй половине года и выявление причин затрудняющих этот процесс;
- изучение готовности к переходу в следующее звено учащихся 4-го класса и выявление причин, тормозящих данный процесс;
- проведение психологического исследования в 5-ом классе с целью изучения особенностей интеллектуального и личностного развития учащихся и их влияние на процесс адаптации (дезадаптации) к школьному обучению в новых условиях;
- проведение психологического исследования среди учащихся 9-11 классов с целью определения их профессионального ориентирования;
- проведение психологического исследования среди учащихся 6-8 классов с целью определения мотивационной сферы в учебном процессе, выявление причин тревожности в школьной среде, профилактика суицида.
Данные задачи решались по направлениям:
Консультативная деятельность
Включает в себя оказание помощи обучающимся, их родителям, участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения.
Виды работ: индивидуальные, групповые консультации по инициативе самих участников образовательного процесса и по приглашению психолога. Еженедельно проводились индивидуальные консультации, по результатам которых были выданы определенные рекомендации.
Просветительская работа
Организация и проведение психологического тренинга по формированию благоприятного психологического климата в учебном процессе среди педагогов, создание здорового образа жизни (тренинг на педагогическом совете «5 ценностей жизни»)
Принимала участие в педагогических совещаниях среди педагогов, кл.руководителей на тему: « Применение веб-квестов в учебной деятельности. Организация работы с родителями».
Помимо этого проводились индивидуальные консультации для педагогов, родителей, учащихся, с целью определения проблемы, выхода на нее и способов ее решение.
Ежемесячно обновлялся сайт школы на страничке «Психолог».
Профилактическая работа
Проводились беседы с родителями учащихся по профилактике дезадаптации в школьной среде, снижению уровня тревожности.
С целью профилактики суицидального поведения и бродяжничества среди учащихся, были проведены занятия, игры, тренинги по формированию мотивационной сферы в реализации жизненных планов, даны рекомендации педагогам в предупреждении трагического финала.
Были проведены индивидуальные беседы с учащимися группы «риска» и их родителями, с целью изменения актуальной сферы развития, дезадаптации в социальной и педагогической сфере. Создания благоприятного психологического климата между родителями и детьми. Заинтересованность детей во внеурочной организации своего свободного времени.
Диагностическая работа включала
- проведение диагностического минимума, в первом классе с целью определения уровня готовности детей к школьному обучению (начало года);
- проведение профориентированного тестирования среди учащихся 8-11 классов, с целью помощи им в выборе будущей профессии;
- проведение диагностического минимума учащихся группы «риска», с целью выявления причин социальной дезадаптации;
- проведение диагностического исследования учащихся с 5-го по 11-ые классы, с целью предупреждения суицидального поведения и бродяжничества.
- проведение тренингов по психологической готовности учащихся к сдаче ГИА 2013 (9,11 классы).
Итог этой работы: психологическая характеристика личности ученика, позволяющих наметить и осуществить учебный маршрут, коррекционные психологические мероприятия, рекомендации.
В результате проведенной за учебный год работы по психологическому сопровождению школы, большинство определенных на начало года задач, выполнено. Исходя из поставленной цели, как профилактика школьной дезадаптации и создание оптимальных условий для всех составляющих образовательного пространства, мы видим, что это является одной из глобальных задач российского образования. Поэтому, это нельзя упускать и в дальнейшем для достижения главной, основной цели педагогического сопровождения учащихся, развитие творческого и нравственного потенциала. Работа школьного психолога, позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в психическом развитии учащихся, знать их возрастные и индивидуальные особенности и помогать на основе этого педагогическому коллективу школы, использовать средства и методы учебно-воспитательной работы с максимальной эффективностью.
Экспертная работа
В течение года принимала участие во всех совещаниях педагогического коллектива и административных.
Также принимала участие в плановых и вне плановых ПМПк.
Были трудности в подготовке к ПМПк, из-за недостаточного знания детей, их особенностей. Трудности к подготовке и проведению занятий, консультаций, в связи с небольшим стажем работы в педагогической сфере.
Организационно-методическая работа
С целью повышения профессионального уровня принимала участие в научно-методических мероприятиях по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Московской области. Выступление на областной конференции г.Орехо-Зуево. С выдачей Сертификата.
Сотрудничество с журналом «Специальная коррекционная психология». Готовится к публикации статья «Синдром СДВГ, Помощь родителям».